loki_0 (loki_0) wrote,
loki_0
loki_0

Categories:

Хорошо, где нас нет, или прекрасное далёко XIII в.



Волшебная страна Кокань, страна сытой и беззаботной жизни — популярный образ средневековой западноевропейской культуры. Как и в случае с другими распространёнными представлениями такого типа, некоторая межкультурная универсальность и шаблонность описаний (Китеж, Беловодье или «молочные реки, кисельные берега» в русской традиции) сочетается с неясностью происхождения конкретных текстов. Этимология слова «Кокань» остаётся спорной и мало что говорит о происхождении и формировании самой легенды. Ни одна из гипотез о происхождении топонима «Кокань» не считается достаточно обоснованной, однако можно перечислить наиболее распространённые версии этимологии этого названия:
- окситанское cocanha — сладкий пирожок; в позднее средневековье «страной кокани», pays de cocagne, называли округу Тулузы;
- старонижненемецкое kokenje — пирожное, кекс;
- сатирическое искажение названия Клюнийского аббатства (Cucaniensis, вместо Cluniacensis) — впервые термин встречается, в латинизированной форме, в произведениях голиардов, где упоминается «коканьский аббат»;
- искажение фламандского топонима Kokkengen (Cockenge) в Утрехте, - место, рядом с которым находится современные ему (XII в.) городки Bonrepas («Вкусная еда») и Schoonhoven («Прекрасные сады»);
- итальянский топоним Cuccagna, известный с XII в.
Как отмечает исследователь нидерландоязычной традиции рассказов о стране Кокань, откуда бы ни появился термин, впоследствии он переосмыслялся и всякое созвучие давало основания для формирования новых ассоциаций. Как бы то ни было, в качестве имени собственного, - а то и нарицательного - уже в XII веке встречается.

Так или иначе, первое развёрнутое известное нам повествование, которое собственно и описывает край обетованный - вот это фаблио.


Фаблио о стране Кокань

Эй, кто тут есть, садитесь кругом,
Меня зовите лучшим другом
И почитайте за отца -
Ведь наш Господь не слегонца
Ума мне выдал в полной мере.
А слушать будете — по вере
И вам история воздастся,
Там есть чему поизумляться.
Про мудрость тайну вам открою:
Не тот мудёр, кто с бородою, -
Будь долгий ум в длине волос,
Мы б слушались козлов да коз.
Иного седина достала,
А вот мозгов-то шибко мало:
У молодых весь ум, вестимо.
Я как-то раз дошёл до Рима,
Ища святого покаянья -
И был я послан в назиданье
В края, где всех чудес не счесть,
И вам донёс об этом весть.
Господь и все его святые
Знать, за достоинства большие,
Благословили от щедрот
Навеки тамошний народ.
Кокань прозвание страны,
Там, если спишь — тебе должны:
Коль до обеда я дремал,
Пять су с полтиной получал.
В любом домишке обрешётка -
Лосось, лаврак и верховодка,
Стропила там из осетрины,
А крыши - из свиной грудины,
И дранка стругана с колбас,
И много там иных прикрас:
Плетень у них промеж полями -
Из вертелов с окороками,
По улицам, крутясь над жаром,
Плывут гусята в жире, даром,
А вслед за ними, тут как тут,
Подливы с чесночком снуют.
И вдоль дорог, я врать не буду,
Столы, и к ним скамьи повсюду
Стоят для путников любых,
Скатёрки белые на них, -
Хоть пей, хоть лопай там в охоту,
Забыв про всякую заботу.
Без брани, без битья, легко
Бери и рыбку, и мяско,
А что не съел - с собой унёс,
Да нагрузи хоть целый воз!
И сколько хочешь можешь класть:
И дичь, и оленины всласть,
И всё, к чему лежит душа -
Притом не платишь ни гроша,
И после не предъявят счёт.
Ещё речушка там течёт -
И поклянусь я всем, что знаю,
Она под стать благому краю,
Поскольку речка — из вина,
А на̀ берег несёт волна
Не только кубки и бокалы -
И драгоценных чаш немало.
Вино ярчайшего кармина -
От берега до середины,
Вкусней уж точно не сыскать,
Ему Бургонь едва под стать.
А у другого бережка -
Из белого винца река,
Прям как из погребов Оксерра,
Из Ла Рошели иль Тоннера,
И сколько хочешь пей на месте,
Или с собой, всё честь по чести,
Хоть залпом пей, а хоть помалу,
Никто не кликнет вышибалу,
И ни монетки не возьмут.
Не подл, а добр в Кокани люд,
Нисколько их не портит хмель.
Там в месяце по шесть недель,
Четыре Пасхи отмечая,
Четыре снимут урожая -
Им за год праздновать не лень
Четырежды Иванов день,
И Всех Святых, и Рождество,
Четыре Сретенья всего,
За каждым — сытный Мясоед,
А пост — один за двадцать лет.
Но и когда поститься надо
Они в посту найдут усладу:
С утра и по девятый час
Есть можно всё, что Бог подаст -
Неважно, рыбное, мясное -
Никто не гаркнет с аналоя.
Не думайте, что там народ
Сплошь в запустении живёт -
Там в нищету не угодишь ты:
Бывает дождь в неделю трижды
Из жирных сладких пирогов,
И хоть бы трижды безголов,
Никак не промахнёшься мимо -
Всё это вкусно и едимо.
Богатства столько в той стране,
Что в мусор брошены денье,
Лежат в канавах как попало -
Безанты тут же, и реалы,
Не надобны сто лет в обед,
Раз купли да продажи нет.
На женщин в пору там дивиться -
Прекрасны дамы и девицы.
Когда которая по нраву -
Не бойся угодить в расправу,
Берёшь любую в оборот
Пока охота не пройдёт, -
И никакого поношенья,
Один почёт и уваженье.
А коль за этими делами
Ты глянулся какой-то даме,
Она тебя немедля — хвать,
И ну желанье утолять,
Не укрываясь далеко -
Согласье там найти легко.
Ещё — поверите ли мне, -
В той боголюбленной стране
Портных такое обхожденье,
Что в месяц раз, без принужденья
По вкусу платье вам сошьют,
А денег вовсе не возьмут:
Захочешь — из черемной ткани,
Шарлаховой, не то с цветами,
Из грубой шерсти, из муслина,
Из крепа, флёра, из рефино,
Мурамной, с рубчиком по полке,
Ходи в александрийском шёлке,
В атласе, в пурпуре, в камлоте -
Да что там, всё не перечтёте.
Берёшь одно, а можно парой,
Из белки молодой и старой,
Иль выпушка из горностая -
Страна воистину благая.
С башмачниками всё там просто -
Ни разу не встречал прохвоста:
Отменно вежливо, учтиво
Спроворят башмаки на диво,
И сапоги, и туфли тоже,
Из самой наилучшей кожи,
В обтяжку, точно по размеру -
Пар триста захотел, к примеру,
Бери хоть в тот же самый день,
Им услужить тебе не лень.
Ещё же там такое чудо,
Что не слыхали вы покуда:
Источник Молодости вмиг
Омолодит, едва приник -
И он один такой на свете,
Другого нету на примете.
И будь хоть старый, хоть седой,
Хоть лысый, с пегой бородой,
Старуха с выдохом последним -
А станешь ты тридцатилетним,
Коль до источника дойдёшь.
Родник волшебный всем хорош,
Но чтобы из него испить -
В стране Кокани надо жить!
И конченый дурак, ей-богу,
Кто отыскал туда дорогу
И в той стране не удержался:
На этом я и сам попался.
Что дурнем был — наверно знаю,
Уехав из такого края,
Но я хотел друзей собрать,
И в эту землю их позвать -
Да оказалось, это вздор:
Ведь я не мог с тех самых пор
Тропу обратную найти -
Нет ни дороги, ни пути,
Как я вернуться ни пытался,
А до сих пор ни с чем остался,
И что тут проку — утешать?
Одно я вам хочу сказать:
Коль где наладилось счастливо -
Другую не ищи поживу,
Чтоб так же не попасть впросак,
Ведь поговорку знает всяк,
Что от добра добра не ищут -
Уж тут не надобно умища.
От блага-то бежать зачем?
Так и останешься ни с чем.


Tags: moyenageux, Переводы, ликбез
Subscribe

  • Круговая порука мажет, как копоть...

    Как и было сказано, в ситуации неопределённости любая система включает архаичные \ рефлекторные механизмы реагирования как вариант по умолчанию:…

  • Впечатления

    Кажется куда более заметным, чем раньше: люди эволюционируют в сторону роботов. В разговоре, при чтении и обсуждении текстов, в реакциях на события…

  • Эксперимент в жанре адаптации

    Волга (вариации на тему «Луары» Керваля) Сегодня Волга умерла - Её по пьяни, не со зла, С баркаса уронили в ерик: Лихой оборванный пижон И не таких…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments