loki_0 (loki_0) wrote,
loki_0
loki_0

Category:

О мейнстриме в современной поэзии

Пока мог не писать - не писал. Но достало

По терминам:
мейнстрим = а) литература (т.е. графоманские поделки, рекламные стишки и пр. не рассматриваем), б) признанная литература, рейтингуемая (разумеется, рейтинги могут быть разными, и массовость тут - не самый подходящий критерий; однако, откровенно маргинальные вещи под определение не попадают); в) безликая литература (жанровые черты и некий общий стиль доминируют настолько, что индивидуальные различия приходится выискивать - найти, разумеется, можно: все-таки, уровень индивидуального мастерства и привычные интонации часто у каждого свои).

По существу:
Современный поэтический мейнстрим - постмодернистский. В том смысле, что текст создается не сам по себе, а как некая конструкция из цитат, аллюзий, вариаций на тему языковых клише, включая фольклорные и пр. Ни строчки без аллюзий! Плотность и контрастность могут стать и самоцелью, но иногда просто работают на расцвечивание языка. Как и положено в постмодернистской эстетике, аллюзии и [скрытые] цитаты связаны между собой только волей автора, в этом смысле мейнстрим скорее исключает стилизацию, чем приближается к ней: слишком разнородно. Иными словами, нынешний мейнстрим принципиально эклектичен, - что, разумеется, есть противоположность синтетичности. При этом тексты строятся из заимствованных смыслов - с претензией на то, что сумма ритмически организованных заимствований создает некие новые смыслы.
Современный поэтический мейнстрим - вязкий. Иногда - с точки зрения языка, но чаще - с точки зрения эмоций и мыслей, т.е. опять же смыслов. Это не экспрессионистские всплески, это не классицистская прямолинейность и т.п., - это кривой болт, где с каждым полуоборотом нужно менять угол наклона. Эмоциональная вязкость не содержит какого-то внятного чувства, она - просто кружение на том месте, где в принципе чувства должны быть. Отчасти это может быть объяснено чрезвычайной рассудочностью текстов: не в смысле чрезмерной логичности или наличия очевидной идеи-стержня, этого как раз нет, но в смысле некоторой натужности в работе над подбором ярких образов (разумеется, я ничего не знаю о поэтической мастерской конкретных авторов, и говорю лишь о читательском впечатлении).
Современный поэтический мейнстрим - агрессивный. Как ни парадоксально, отнюдь не массовый вид литературы использует наиболее характерные для работы с массой рекламные формы коммуникации. Разумеется, с адаптацией к уровню восприятия потенциального читателя: не через кровь и секс, но через такое обыгрывание предполагаемых ожиданий, которое с первых же строк должно "цеплять".
Современный поэтический мейнстрим зрелищен и театрален, в худшем смысле этого слова. Он обязательно предполагает некоторую роскошность, цветистость, бьющую в глаза яркость, он не способен быть спокойно-лиричным.

Примеров принципиально нет в силу упомянутой безликости, когда не так важно, в кого ткнуть: тут уж или всех, или никого.
Понятно, что и в прозе - то же. В поэзии, как обычно, более концентрированно...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments