loki_0 (loki_0) wrote,
loki_0
loki_0

Categories:
Начитавшись всякого, задумался: как можно сформулировать личностную составляющую того, что теряется с отказом от традиционности и с переходом к современности? Или, в более позитивном ключе, что можно \ нужно сохранять и развивать именно с этой точки зрения.
Обычно же традиционность подаётся как система социальных норм, ограничений, ритуалов - т.е., механизмов социального контроля и социального моделирования, и только с современностью (хоть недавней, хоть нынешней) начинается индивидуализация, личность как концепт и как явление, и всё тому подобное. Причём, тезис этот сложно опровергнуть: и 500, и тысячу лет назад представить просто человека самого по себе, "какой есть", состоящего из индивидуальных целей, интересов и предпочтений, тем более определять конкретного человека исходя из этого - совершенно невозможно.
В то же время, смотришь на людей прежнего времени (в текстах-исходниках, конечно, где же ещё на них смотреть) - очень живые люди, вовсе не марионетки и не кожаные футляры для социальных ролей + инстинкты.
Одна из очевидных вещей - ответственность: человек тогдашний ответственен перед родом \ семьёй, Богом, сюзереном, общиной и далее по списку; современный, кажется, ни перед кем, кроме условного себя, поскольку всё остальное можно или сменить, или делегировать ответственность правовой системе (долги или алименты платить не потому, что так до́лжно, а потому что всё равно приставы заберут). Впрочем, и условного себя можно заменить или делегировать психотерапевту. Тяжесть наказания, конечно, тоже влияет: именно потому, что отказ от некоторых долгов смертелен, нужно его держать в себе, а не поручать специально обученным людям и организациям, - и как-то с этим внутренне работать.
Вещь менее очевидная - то, что можно назвать управлением патологичностью. Все персонажи старой литературы - патологичны, иначе не было бы сюжета (я уж не говорю про исторических деятелей, им-то всем давно диагнозы поставлены). Что касается списка - для простоты можно и греческие трагедии разбирать на основе христианских семи смертных грехов, базовые патологии примерно те же. И человек с этой патологией должен как-то жить, он не может от неё избавиться: попросить у сверхъестественных сил меч-кладенец, прогноз на будущее или богатую невесту - может, а вот избавления от гнева, похоти или трусости - нет; приходится работать самому. Кому-то не удаётся, и это назидательная история; кому-то удаётся - и возникает ситуация управления патологией, когда человек научается с ней жить.
Есть ещё, конечно, вариант захватить мир и делать, что хочется - но оказывается, что всегда есть кто-то повыше, даже для Зевса, перед кем нужно держать ответ - а значит, надо перековываться.
У современного человека - включая литературных персонажей, - кажется, такой необходимости нет.
Tags: Умствования, читательство
Subscribe

  • Самореклама

    Порой ехидные, порой мрачноватые, иногда изысканные отголоски разных настроений и эпох - века с VIII и до сегодняшнего дня. Стихи, пастиши,…

  • Строили мы, строили и, наконец, построили

  • Non\fiction и рядом

    Францисканцы в Москве издали Legenda aurea в полном русском переводе, переводили латинисты из МГУ. "Дело" (РАНХиГС) ожидаемо издало кучу вводных…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment