loki_0 (loki_0) wrote,
loki_0
loki_0

Categories:

Прекрасные дамы на долгом излёте, или осенняя куртуазность XV в.

Средневековая куртуазность идёт, как считается, от трубадуров - и дальше, по пиренейским, альпийским и арденнским кочкам. У северян (условно, к северу от Луары) это сперва наложилось на кельтские обычаи, и прекрасные дамы сводились к двум ипостасям: милое создание, попавшее в беду (например, неудачный брак - но попадались и негуманоидные чудовища) или радушная хозяйка, которой духи нашептали что-то для героя полезное. А, ну ещё пастушки. В общем, в культуре складывается уже понимание, что женщина - существо особое, но что с ней делать, помимо привычного, пока не совсем понятно. Потом труверы проникаются духом любовной риторики, крестовые походы добавляют прелестей удалённой любви, а тут уже недолго и до марианского культа: не Дева ли Мария просвечивает за каждой дамой? Ну, или за некоторыми.
Аллегорический апофеоз приходит в XIII веке, в "Романе о Розе", а эмоциональный - в XIV, в "Безжалостной Прекрасной Даме" Алена Шартье. И в том, и в другом случае исходное произведение породило целую литературную традицию лет на 100-200: разнообразные фанфики, подражания, переложения и продолжения, игровые суды над персонажами, литературная критика (в ту пору - внутри литературных же произведений, а не как особый жанр), соревнования "а кто сможет ещё что-то сказать на эту тему" и т.п. Вплоть до дискуссий о месте женщины в обществе и чуть ли не ролевой эмансипации. А затем возникает странная ситуация, когда внутри этого лирического универсума уже и сказать-то, по большому счёту, нечего: риторическая инерция всё более разнообразных повторений одного и того же постепенно исчерпывается, а культура недворцовая, городская довольствуется фольклорной мизогинией и похабщиной, да попытками подражания высоким образцам. XV век, помимо продолжения старых тем (Карл Орлеанский), пытается выкарабкаться из творческого кризиса в разных направлениях: и через легитимацию и некоторую популярность народного взгляда на женскую проблему (Вийон), и через вычурность и изощрённость поэтических форм, когда уже не важно, о чём, главное - как (Молине), и через перевод всей этой любовной риторики в игру, - такая бета-версия галантного века. Всё это, разумеется, часто смешивается и производит не какие-то новые жанры или даже стили, а просто некоторый дух времени.
Вот, скажем, Рене Анжуйский - тот самый "король Рене", который во французской и итальянской культуре - что-то вроде царя Салтана или Владимира Красно Солнышко, а в русской - папа Иоланты (дочь Иоланда у него и вправду была, но, кажется, жизненного драматизма ей хватало и без нервической слепоты и эдемского сада за высокой стеной).
Был при дворе короля Рене такой обычай: на день св.Валентина, как раз тогда входивший в моду, разыгрывались фанты, когда каждому участнику волей случая доставалась галантная пара противоположного пола на весь год: полагалось ухаживать, проявлять знаки внимания и пр. В общем, игра на поцелуи - но до следующей весны. В других местах тоже такое практиковалось. По этому поводу - стихи короля Рене:


* * *

С одним всего лишь исключеньем,
Служить вам буду с увлеченьем,
Моей прелестной Валентинке.
Любви доверясь по старинке,
Я ваш теперь со всем раченьем.

Моим доверьтесь попеченьям,
Не дам я ходу злоключеньям, 
Исполню волю без заминки,
С одним всего лишь исключеньем.

С готовностью и с облегченьем
Стремлюсь по вашим порученьям,
Найду, что нужно, до крупинки,
Всё ради ваших глаз живинки,
Со страстным самоотреченьем,
С одним всего лишь исключеньем.


* * *

О, Валентинка, мой ответ -
Увы, не внять любви совету:
Я позже вас явился в свет,
И рано вы явились свету.

Божок игривый дал завет,
Хоть призывай его к ответу!
О, Валентинка, мой ответ -
Увы, не внять любви совету.

Нет, не сочтите за навет,
Я не пылаю к долгоцвету.
Склонюсь к обычному привету, -
Быть верным прежнему завету
О, Валентинка, мой ответ.


Примерно в ту же пору, но, видимо, кочуя между разными дворами (Экс, Анжер, Валансьен, Блуа) жил и поэт с очень интересным наследем и крайней неясной биографией Вайян из Тура. После него остались десятки лирических стихов, - например, таких:


* * * 
Я потерял свою подругу,
Не видел кто мою сеньору?
Вы мне окажете услугу
Её, прелестну и упругу,
Себе забрав без разговору.

Она обучена досугу,
Умеет гамму, даже фугу,
Мой Бог, а сколько в ней задору!
Я потерял свою подругу.

Храните добрую супругу,
Она любезна всем по кругу,
С чего бы взяться тут раздору?
А я пришёлся ей не впору -
Я потерял свою подругу.


* * *

Я сам не свой: твоим стараньем
Скорее умер я, чем жив,
И Горечь, в сердце шип вонзив,
Следит за жалким трепетаньем.

Сильней, чем видим, часто раним.
Придёт ли Милость на призыв?
Я сам не свой: твоим стараньем
Скорее умер я, чем жив.

Умчалась радость утром ранним,
Любви, как видно, отслужив.
И если Помощь и Порыв
С твоим не явятся посланьем,
Я сам не свой: твоим стараньем
Скорее умер я, чем жив.


А Пьер Шателен в своей поэме "Утраченное время" соединил, наверное, всё: и игровые условности, и изощрённую риторику, и простонародный дух. Маленький фрагмент:

...............
Любви лет десять я служил,
И дольше длилось бы служенье,
И дальше бы не мысля жил,
Да вот завистников слеженье,
И слухов с кознями сложенье
Меня сумели оттереть,
Так извозив - не оттереть.

Подругу я не видел боле,
Но снова жаждал ниву жать.
Не чуял ни беды, ни боли,
Спеша невесте руку сжать,
Но аппетит пришлось ужать,
Ведь брак — любовь иного сорта,
Попробуй обойдись без ссор-то.

Открылась неурядиц тьма,
И я познал немало бед, -
Глаза мои покрыла тьма,
Когда давал я ей обет?
Не каждый день бывал обед,
И плащ не чищен, как не мой -
Так если б хоть была немой!..

.............................

Так оно и продолжалось вплоть до отмены Ронсаром и дю Белле старой литературы и появления литературы новой, согласной прогрессивным итальянским образцам.
Tags: moyenageux, Переводы, ликбез
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments