loki_0 (loki_0) wrote,
loki_0
loki_0

Category:

И снова про Гамлета и Гаргантюа

Начитался и насмотрелся всякой ерунды, в итоге мысль вяло течет по проложенному руслу.

Если предположить, что универсальные герои именно так и появляются - из расхожих баек, историй, легенд в результате беллетризации появляются персонажи или типажи, решающие наиболее неоднозначные и насущные для образованной публики моральные проблемы, - то интересно посмотреть, что происходит дальше.
Ну, во-первых, проблема может оказаться условно-вечной, что обеспечивает вечную литературную (кинематографическую, оперную и т.д.) жизнь типажу или персонажу (например, разного рода богоборцы против фатума; готовые к самопожертвованию воины-герои; или трагически гибнущие герои-любовники). Такие фигуры есть и в европейской традиции (Прометей, Роланд, Тристан\Изольда, чтобы не искать новых примеров) и охотно распознаются в других литературных или мифологических мирах, как экзотических, так и до некоторой поры маргинальных (Лейли и Кайс; Локи - или Сунь У-кун - как "богоборцы" и т.п.).
Во-вторых, проблема может выдохнуться - потерять актуальность, либо стать каким-то образом разрешенной, социально депроблематизированной. Тут с примерами сложнее: мы, как будто, все еще внутри ренессансно-просвещенческого и, шире, христианского мира, - по крайней мере, не вполне еще из него вышли, чтобы судить об этом со стороны. Но вот Робин Гуд - как-то в современных интерпретациях исчезает этот имущественный аспект "отобрать\ раздать", остается просто авантюрный свободолюбивый герой с средневековой экзотикой, а таких много (но тема вольной жизни, конечно, сохраняется, а с ней и персонажи). Корделия, она же Соня Мармеладова и местами Кассандра, кажется все менее востребованной... (Вот здесь, кстати, герой вовсе не преодолевает традиционные добродетели, релятивизируя их, а наоборот, пытается отстоять - но ведь и персонаж довольно древний).
Дальше: тема может получать развитие, что требует нового героя; в одном и том же ключе проблематизируются новые моральные рубежи, по мере преодоления предыдущих, - так из устаревшего Гаргантюа получается обаяшка Ганнибал Лектер (или еще Жан-Батист Гренуй), а из Дон Жуана - обаяшка Гумберт.

Интересно посмотреть, какие новые темы и персонажи появляются - сравнительно новые, конечно, где-то с начала ХХ века, иногда чуть раньше. Условия те же: индивидуализированный яркий персонаж - или, за неимением уникального автора темы, типаж, решающий моральную проблему, - скорее симпатичный (позиционируемый как таковой), преодолевающий некоторые ограничения - но тоже неоднозначно, с издержками, часто в стиле "в общем, все умерли".

- герой, отказывающийся от своего (на)рода: мотив не имеет значения, главное чтобы он был достаточно оправдательным, поэтому Павлик Морозов, гоголевский Андрий и герой кэмероновского "Аватара" - близнецы-братья; но отказ - не в пользу иного мира, это-то мотив старый, а в пользу Другого. Здесь, кстати, можно посмотреть и на то, как через эту проблему проявляются разные идеологические и иные ценностные системы (разные истории обратившихся туземцев, раньше бывших только вспомогательными персонажами - включая "советскую тему"), и различные любовные истории (раньше история любви белого человека и туземки могла быть только вариацией на тему Ромео и Джульетты, но в духе бессмертного "Запад есть Запад, Восток есть Восток")
- герой-выживалец: чистое "эго", сдобренное жалостью к тем, кто не представляет угрозы; примеров - легион. Интересно, что если у какого-нибудь Марка Твена или О'Генри бывают выживальцы плохие ("Боливар не вынесет двоих") и хорошие (Гек Финн), то потом граница стирается
- герой-робот, рационально и цинично реализующий какую-то общую идею, но постоянно сталкивающийся с моральными частностями (от Григория Мелехова и Шерлока Холмса - до разнообразных терминаторов) - собственно проблема касается степени роботизации, и фантастика тут добавляет немало, от АБС до Айзека нашего Азимова
- женщина-вамп, она же бизнес-леди, она же - героиня Сидни Шелдона и кто там еще?.. Или это просто женский вариант "выживальца"?

Что-то еще?..

P.S. Вот, кстати, один из ответов на давно мучающий меня вопрос "чем велик Достоевский?" - тем, что он предугадал многие типы, ставшие лейтмотивами литературы и иных нарративных искусств ХХ века.

Tags: Умствования
Subscribe

  • Самореклама

    Порой ехидные, порой мрачноватые, иногда изысканные отголоски разных настроений и эпох - века с VIII и до сегодняшнего дня. Стихи, пастиши,…

  • Строили мы, строили и, наконец, построили

  • Non\fiction и рядом

    Францисканцы в Москве издали Legenda aurea в полном русском переводе, переводили латинисты из МГУ. "Дело" (РАНХиГС) ожидаемо издало кучу вводных…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments