loki_0 (loki_0) wrote,
loki_0
loki_0

Categories:

Moyenageux

Собрались в кучу разные средневековые ассоциации...

Во-первых, преследующая меня уже добрых полтора десятка лет история с Богородицей. Будучи первый раз в Лувре пошел, понятно, в средневековые залы - и там безнадежно завис в зале со скульптурой XII-XIII вв. Поразило (и поражает до сих пор) сочетание удивительной однотипности и штампованности скульптур с наличием у каждой из них индивидуальной узнаваемости (еще сильнее это видно в музее Клюни, где я вообще бывал всякий раз, как мог и даже сверх того). И вот одна из небольших скульптурок, Богоматерь с Младенцем, отчего-то пронзила меня так, как редко бывает, особенно если учесть, что я вообще к скульптуре малочувствителен. Вплоть до того, что снилась регулярно. Скульптура анонимная, их там с десяток, с одинаковой подписью "Auteur anonyme XIII siecle" или что-то в этом духе. В следующий раз в Лувр я попал лет через пять; первым делом, конечно - в этот зал.
Не нашел. То есть добрый десяток скульптур на месте, все то же сочетание стереотипности и индивидуальности, а вот той - нет. Не нашел и впоследствии. До сих пор не знаю: то ли не узнал, то ли экспозицию сменили.

Во-вторых, в том же Лувре - вещицы, которые для меня долгое время символизировали вообще все европейское средневековье. Разного рода утварь византийской выделки, но в франко-германской аранжировке. Выглядит следующим образом: тонкой работы кубки или диадемы, с мифологическими или христианскими сюжетами - где литье, где чеканка, где нить и пластины, вставки из слоновой кости и пр. Я в ту пору еще был наполнен всякими византийскими вещами, так что внимательно изучал на предмет сюжета, узнавал какие-то техники и пр. И на всем этом узорочье - выплавлены, пробиты или вырезаны большие дыры (побольше, чем фигурки или детали орнамента), в которые вставлены зда-аровые такие драгоценные камни. Ну и по краям заклепки, чтоб держались. Это даже круче, чем просто золотая гайка на пальце или крест в полкило на груди. Плащи и мантии в то время были преимущественно малиновыми, понятно, без базара.

А недавно столкнулся в одном стихотворении Дешана с непонятным местом, стал разбираться. Неясный термин - Lendit, разъяснился довольно скоро (вот, например: http://www.saint-denis.culture.fr/en/3_5b_lendit.htm), ежегодная ярмарка в Сен-Дени в XI-XV вв, но я лишь через какое-то время осознал, что ныне действующий рынок в Сен-Дени - точь-в-точь на этом же месте. Он, конечно, не ежегодный (хотя и ярмарки бывают), а два раза в неделю, но ощущение какого-то смещения времен было - я там регулярно какие-то мелочи покупал, и ларек с медом там очень даже неплохой.
Впрочем, негритянский городок Сен-Дени вообще занятное впечатление производит: когда видишь у стен той самой базилики поведенческие паттерны, подробно описанные африканистами, - даже какая-то иллюзия понимания Африки возникает. Иллюзия понимания Европы, правда, улетучивается.

Tags: moyenageux, train-train, Путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments